Гражданская ассамблея Красноярского края
Межрегиональная Ассоциация холодового плавания России
КМОО Клуб закаливания и зимнего плавания «Криофил»
КГАОУ СПО «Красноярский колледж олимпийского резерва»
Экология закаливания
I Красноярская межрегиональная научно-практическая конференция
8 апреля 2016 г.
г. Красноярск 2016 г.
Экология закаливания.//Материалы I Красноярской межрегиональной научно-практической конференции. – Красноярск. 2016.
Сборник содержит тезисы докладов и выступлений, прозвучавших на I Красноярской межрегиональной научно-практической конференции «Экология закаливания». г. Красноярск.
Составитель и научный редактор – В.М. Долженко, член Общественной экологической палаты и член Совета Гражданской ассамблеи Красноярского края, член Красноярской местной общественной организации «Клуб закаливания и зимнего плавания «Криофил».
Вёрска и подготовка издания – В.М. Долженко
СОДЕРЖАНИЕ
Предисловие
Арбузова Н.А. Совершенствование физического состояния занимающихся зимним плаванием посредством занятий аква-айс-аэробикой
Арутюнян Т.Г. Плавание как общефизическая подготовка единоборцев с закаливающим эффектом
Брылин А.В. Дыхательный тренинг с элементами холодо-гипокси-гиперкапнии в подготовке лиц, занимающихся холодовым плаванием
Волосова А.С. Основные методы закаливания и их эффективность
Ефимов В.М., Большев К.Н., Иванов В.А., Степанов А.А., Брылин А.В., Прокопчук Г.Я. Мониторинг температуры тела пловцов-экстремалов при заплыве через Берингов пролив
Жидкова И.Т., Брылина В.Н., Брылин А.В., Фатьянова Н.С. Методика выведения из состояния иммерсионной гипотермии …
Земба Е.А. Закаливание – основа здоровья
Карвель Н.И. Закаливание горла как профилактика ангин и простуд у детей и взрослых
Кудрявцев М.Д., Галимов Г.Я., Михалёва Е.А. Влияние закаливания на формирование устойчивого использования элементов здорового образа жизни во внешкольной деятельности у учащихся младших классов
Либренц А.Б. Закаливание и эволюция человека
Нуала Мур Тело следует за разумом. Как образование и информирование повлияло на внедрение, принятие и восприятие соревановательного спорта по зимнему плаванию во всём мире
Потылицина В.В., Типсина Е.М., Моисеева Е.Ю. Оценка состояния здоровья лиц, регулярно занимающихся плаванием в холодной воде
Сашко М.П., Долженко В.М. Опыт работы клуба «криофил» по закаливанию и пропаганде здорового образа жизни
Типсина Е.М. Мои секреты и рецепты здорового образа жизни
Фатьянова Н.С., Жидкова И.Т., Брылин А.В. Круглогодичное плавание в открытых водоёмах, как метод закаливания и повышения уровня физической активности
Резолюция конференции
ПРЕДИСЛОВИЕ
В 2004 году в г. Красноярск состоялась межрегиональная научно-практическая конференция «Зимнее плавание в открытых водоёмах: психолого-биологические аспекты», в которой приняли участие учёные и любители закаливания из городов Барнаул, Красноярск и Санкт-Петербург.
Красноярская межрегиональная научно-практическая конференция «Экология закаливания» явилась составной частью I открытого Чемпионата России по плаванию в ледяной воде на дистанции 1 км и командной эстафете 4 х 250 метров, прошедшем в г. Красноярск 9 – 10 апреля 2016 г. В этом чемпионате участвовали спортсмены из разных регионов России и из-за рубежа: рекордсмен Мира по плаванию в ледяной воде Александр Брылин, рекордсмен Мира по плаванию в холодной воде Александр Зеленецкий, участники заплыва через Берингов пролив из России на Аляску, занесённые в Книги рекордов России и Европы, в том числе спортсменка из Ирландии Анни Мур.
Конференция была организована Общественной экологической палатой и Общественной палатой «Здоровый образ жизни» Гражданской ассамблеи Красноярского края совместно с Межрегиональной ассоциацией холодового плавания России.
В организационный комитет входили: Брылин А.В., магистрант Дальневосточной государственной академии физической культуры; Веневцев С.И., директор Красноярского училища олимпийского резерва, председатель Общественной палаты «Здоровый образ жизни» и член Совета Гражданской ассамблеи Красноярского края; Долженко В.М., член Общественной экологической палаты, член Совета Гражданской ассамблеи Красноярского края, член Красноярской городской общественной организации «Клуб закаливания и зимнего плавания «Криофил»; Фатьянова Н.С., кандидат медицинских наук, главный врач ГБУЗ АО «Амурский областной центр медицинской профилактики».
Название конференции подчёркивает, что закаливание организма человека должно происходить с учётом окружающей среды и во взаимодействии с Природой.
В качестве своих основных целей конференция ставила обобщение опыта по холодовому закаливанию человека и изучение влияния закаливания на организм человека.
Поэтому очень важным было участие в конференции как великих спротсменов аквайс-спорта, так и рядовых любителей плавания в холодной воде, специалистов в разных областях наук: медицина, педагогика, экология, биология, электроника и других.
В работе конференции приняли участие 97 человек, в том числе:
- докторов наук - 3 чел.;
- кандидатов наук – 5 чел.;
- профессоров – 3 чел.;
- доцентов – 2 чел.;
- представителей общественных объединений – 11чел.;
- занимающихся холодовым закаливанием – 32 чел.
Всего было заслушано 18 докладов и выступлений.
В настоящем сборнике приведены тезисы докладов, которые были предоставлены участниками конференции.
При составлении и редактировании настоящего сборника некоторые выражения и речевые обороты оставлены в авторской редакции.
Организационный комитет конференции выражает признательость и благодарность всем, кто принял участие в организации и проведении форума, за бескорыстный и плодотворный труд.
Председатель оргкомитета конференции
В.М. Долженко
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ФИЗИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ ЗАНИМАЮЩИХСЯ ЗИМНИМ ПЛАВАНИЕМ ПОСРЕДСТВОМ ЗАНЯТИЙ АКВА-АЙС-АЭРОБИКОЙ
Арбузова Наталья Александровна, генеральный директор ООО «НОУАПОФКИИТ»,
Московская областная федерация закаливания и зимнего плавания
г. Долгопрудный, Московской области. (aquafitness@rambler.ru)
В статье затрагивается совершенствование физического состояния спортсменов и любителей зимнего плавания. Разработана программа занятиий по аква-айс-аэробике, которая может быть использована в физкультурно-оздоровительных программах по физической культуре в высших учебных заведениях для закаливания.
Ключевые слова. Aквааэробика, аква-айс-аэробика, зимнеё плавание в естественном водоёме.
Keywords. Aqua-aerobics, Aqua-ice-aerobics, Winterswimminginthenaturalreservoir.
Актуальность. Повышение устойчивости организма к неблагоприятным воздействиям внешней среды является одной из основных задач системы оздоровительной физической культуры. Одним из эффективных средств закаливания является двигательная активность в холодной водной среде. Водная среда и двигательная активность способствуют активизации обменных процессов, совершенствованию систем терморегуляции, укреплению опорно-двигательного аппарата, улучшению нервной, пищеварительной систем, повышению умственной работоспособности, что очень важно для здоровья людей (2,4).
В настоящее время широкое распространение получает такой вид физических упражнений в естественных водоёмах, как аква-айс-аэробика.
Аква-айс-аэробика – это комплекс физических упражнении для подготовленных «моржей» (общий стаж моржевания не меньше 6 лет) в прохладной и ледяной воде, который проводится под музыку или без неё. В основу аква-айс-аэробики входят упражнения спортивного плавания, упражнения в воде с использованием оборудования: доски для плавания, гибкие палки (Noodles), плавательные гантели, мячики для аквааэробики, гимнастические обручи и другое.
Целью настоящего исследования явилось совершенствование методов и средств физической культуры, способствующих улучшению работоспособности, повышению силы и выносливости спортсменов и любителей зимнего плавания.
В исследовании приняли участие 24 занимающихся в возрасте от 30 лет. Исследование проводилось в период трёх месяцев на базе Московской областной федерации закаливания и зимнего плавания города Долгопрудного Московской области, Россия.
Все испытуемые проходили врачебный контроль и не имели противопоказаний к занятиям аква-айс-аэробикой.
Продолжительность занятий составляла 2 раза по 5 минут c активным отдыхом в виде выполнения общеразвивающих упражнений в тёплом помещении. Температура воды в естественном водоёме составляла от +1оС до +4оС. Темп выполняемых движений в зависимости от уровня физической подготовленности спортсменов и любителей зимнего плавания. Построение программы занятий осуществлялось в соответствии с общепринятыми методическими подходами и рекомендациями по проведению физических упражнений в воде (1). Структура занятия традиционна.
1. Подготовительная часть: а) разминка на суше.
2. Основная часть: а) ходьба и её разновидности; б) бег, его разновидности и различные упражнения; в) упражнения на развитие силы мышцы рук; г) упражнения на развитие силы мышц туловища; д) упражнения на развитие силы мышц ног. Бег и ходьба с высоким подниманием коленей.
3. Заключительная часть в тёплом помещении: самомассаж в следующей последовательности: голова, шея, грудь, живот, поясница, стопы, икры, голени и бёдра (3).
Распределение времени: подготовительная на суше на открытом воздухе – 15 минут; основная часть – 5 минут в воде, 10 минут согревающих упражнений в тёплом помещении, 5 минут в воде; заключительная часть – самомассаж в тёплом помещении в течении 10 минут.
Музыкальная фонограмма подбиралась с учётом интересов данного контингента, а также чёткого совпадения темпо-ритмических характеристик музыки и движения.
Упражнения классифицировались по анатомическому признаку (определённые группы мышц) и по воздействию на развитие физических качеств (выносливость, сила, ловкость). Все упражнения выполнялись на глубокой воде без опоры.
Реализация принципа наглядности заключалось в показе упражнения и соответствующей жестикуляции. Инструктор находился на суше перед водоёмом, показ упражнений дополнялся жестикуляцией и словесным методом обучения. Принцип систематичности проявлялся в регулярности занятий. Комплексы разрабатывались с учётом трёхразовых занятий в неделю до 45 минут.
Повышение нагрузок осуществлялось постепенно. Вначале проводилось обучение базовой технике с постепенной адаптацией к условиям водной среды. Упражнения выполнялись с небольшой амплитудой в медленном темпе, с небольшой площадью сопротивления перчаток (изменения положении пальцев рук: а). кисть сжата в кулак; б). пальцы сомкнуты и слегка согнуты; в). кисть прямая, пальцы сомкнуты). Затем, упражнения выполнялись в более быстром темпе и с большим количеством повторений и амплитудой и с большей площадью сопротивления. Далее следовали упражнения на развитие ловкости, силы, гибкости, выносливости. Вариативность упражнений определялась изменением темпа и амплитуды, площади сопротивления, подъёмной силой приспособлений (гибкие палки – Noodles).
Средствами развития силы являлись упражнения, отягощённые сопротивлением водной среды и весом частей тела, выступающих над поверхностью воды (не погруженных в воду).
Упражнения для увеличения подвижности в суставах выполнялись многократно. Движения имели динамический и статический характер. В виду физических свойств воды, движения в суставах могут выполняться с большей амплитудой, чем на суше.
Развитие выносливости осуществлялось путём длительного, непрерывного выполнения упражнении. Высокая моторная плотность обуславливалась поточным способом выполнения упражнения. Музыкальная ритмизация движений, позволяющие выполнять упражнения в достаточно высоком темпе.
В процессе исследования наблюдалось улучшение физического самочувствия, настроения, удовлетворённостью прошедшим днём. Желание тренироваться на протяжении всего периода занятий оставалось на высоком уровне, как до, так и после каждого занятия. Выводы:
1. Предложенная методика проведения занятий аква-айс-аэробикой является эффективным средством закаливания организма занимающихся.
2. Занятия по аква-айс-аэробике оказали благоприятное воздействие на занимающихся, повысился уровень их физической работоспособности, силы и гибкости, уменьшилась масса тела.
3. Программа по аква-айс-аэробике для подготовленных спортсменов и любителей зимнего плавания может быть использована в тренировочной части подготовки к соревнованиям на длинные дистанции (450 метров и выше).
Литература:
1. Гидроаэробика // Здоровье. - 1997. - No3.- 41-42 с.
2. Плавание: Учебник для институтов физической культуры / Под общей редакцией доктора педагогических наук профессора Н.Ж. Булгаковой. - М.: Физкультура и спорт, 1984- 286 с.
3. Кардамонова Н.Н. Плавание: лечение и спорт. Серия «Панацея», Ростов н/Д: Феникс, 2001. – 320 с.
4. Федченко И.А., Федченко Н.Н. Значение плавания как вида физических упражнений: Методическая разработка для студентов и слушателей ФПК РГАФК / М., РИО РГАФК 1994.- 16 с.
Literature:
1. Aerobics / Health. - 1997. - No 3. - 41-42 s.
2. Swimming: Textbook for institutes of physical culture / Edited by doctor of pedagogical sciences professor N.Zh.Bulgakovoy. -M.: Physical Education and Sport. 1984 - 286 p.
7
3. Kardamonova N.N. Swimming: treatmentand sport.A series of "Panacea", Rostov-on-Don, Phoenix, 2001. – 320 с.
4. Fedchenko I.N., Fedchenko N.N. Value as a form of swimming exercise: Methodological development for students and trainees RGAFK FPC / RGAFK. M. - 1994. – 16 p.
ПЛАВАНИЕ КАК ОБЩЕФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА ЕДИНОБОРЦЕВ С ЗАКАЛИВАЮЩИМ ЭФФЕКТОМ
Арутюнян Тигран Гарриевич, к.п.н., доцент Институт физической культуры, спорта и здоровья им. И.С. Ярыгина, Красноярский государственный педагогический университет им. В.П. Астафьева, г. Красноярск
Основу содержания спортивной тренировки составляет физическая подготовка спортсмена. Это процесс развития физических способностей, необходимых в спортивной деятельности. Физическая подготовка неразрывно связана с повышением общего уровня функциональных возможностей организма, разносторонним физическим развитием, укреплением здоровья.
Современные единоборства предъявляют высокие требования к физической подготовке спортсменов. Ведущим спортсменам приходится участвовать подряд в двух турнирах (с перерывом в три-четыре недели) и провести восемь-девять напряженных схваток или боёв. На первенствах Европы и олимпийских играх часто приходится встречаться с потенциальными профессионалами, физически отлично подготовленными, которые рассчитывают на победу, чтобы со званием чемпиона перейти в профессиональное направление. Многие выдающиеся единоборцы (боксёры, борцы) своими спортивными успехами обязаны, прежде всего, разносторонней физической подготовке, в которой немалую роль сыграли занятия плаванием и другими видами спорта.
Недооценка физической подготовки приводит к «однобокому» развитию и неизбежно - к неустойчивым спортивным результатам, со временем и к прекращению спортивного роста. Физическую подготовку подразделяют на общую и специальную. Общая физическая подготовка единоборца направлена на разностороннеё развитие физических способностей. Она повышает уровень функциональных возможностей организма путём воспитания общей работоспособности, стимулирует развитие выносливости, силовых и скоростно-силовых качеств, координационных способностей и других.
Если в циклических видах спорта главным может являться какое-то одно физическое качество (например, у пловца-марафонца — высокая выносливость), то у единоборцев все физические качества должны быть достаточно развитыми.
Известно, что о состоянии и возможностях развития выносливости можно судить по минутному объёму дыхания, максимальной лёгочной вентиляции, жизненной ёмкости лёгких, минутному и ударному объёму сердца, частоте сердечных сокращений, скорости кровотока, содержании гемоглобина в крови. Благоприятному развитию таких возможностей единоборцев института физической культуры, спорта и здоровья имени И.С. Ярыгина способствуют регулярные занятия плаванием.
Для приобретения выносливости чрезвычайно важна высокая функциональная способность органов и систем, обеспечивающих потребление кислорода и утилизацию его с наибольшим эффектом.
Плавание, кроме этого, имеет большое гигиеническое и оздоровительное значение, успокаивающе влияет на нервную систему и производит закаливающий эффект.
ДЫХАТЕЛЬНЫЙ ТРЕНИНГ С ЭЛЕМЕНТАМИ ХОЛОДО-ГИПОКСИ-ГИПЕРКАПНИИ В ПОДГОТОВКЕ ЛИЦ, ЗАНИМАЮЩИХСЯ ХОЛОДОВЫМ ПЛАВАНИЕМ
Брылин Александр Викторович, АРОО «Аквайс-спорт». научный руководитель - Тютюков В.Г., д.п.н., профессор ФГБОУ ВПО «ДГАФК», г. Благовещенск
Одним из средств оптимизации функциональной подготовленности спортсменов и повышения эффективности тренировочного процесса является использование направленных упражняющих воздействий на определенные функциональные системы организма, в частности, на дыхательную (С.Н. Кучкин, И.Н. Солопов, 1983; И.В. Афонякин, 2003). В качестве таких воздействий весьма хорошо зарекомендовали себя различные комплексы дыхательных упражнений, используемые в качестве средств поддержания физической работоспособности спортсменов (В.В. Михайлов, 1983; Т.Ж. Абовян, 2000 и др.). Одним из таких воздействий является способ с достижением холодо-гипокси-гиперкапнического эффекта (ХГГЭ), являющийся одним из немедикаментозных средств активации адаптационных резервов организма, который помогает естественно воздействовать на важные функции организма человека (В.П. Галанцев, Т.И. Баранова, И.Н. Январева и др. 1994; Т.И. Баранова, Р.И. Коваленко, И.Н. Январева и др. 1999; Т.И. Баранова, 2000).
Сущность данного дыхательного тренинга в том, что в результате погружения лица в воду определённой температуры (градиент температур вода-воздух должен составлять не менее 8 градусов) возникает «нырятельная реакция», интенсивность и характер протекания которой зависит от совместно действующих факторов гипоксии, холода и гиперкапнии. Генетически детерминированный механизм «нырятельной реакции», возникающей при погружении лица в воду, позволяет активизировать резервы организма человека и оптимизировать физическое состояние (В.П. Галанцев, Т.И. Баранова, И.Н. Январева, 2004). Данный способ успешно применялся в гребном спорте, синхронном плавании и у юных пловцов (А.В. Рубан, 2004). Однако, ещё не использовался как дополнительное тренировочное средство в подготовке взрослых спортсменов, к тому же занимающихся холодовым плаванием.
Описание дыхательного тренинга.
Пловцы тренировались три раза в неделю, две тренировки проводились в бассейне, а одна в открытом водоёме. При холодовом плавании спортсмены использовали неопреновые шорты и неопреновые шапочки. Во время основного эксперимента плавание проводилось как в бассейне, так и в открытом водоёме с температурой воды, свойственной климатической зоне Амурской области и времени года (ноябрь: +7- 8оС; декабрь: +1оС). Каждая тренировка завершается выполнением дыхательных упражнений, которые состояли в погружении лица в ёмкость с водой, температура которой была ниже температуры воздуха в помещении на 10-12оС. Доведение температуры воды в ёмкости до требуемых значений осуществлялась добавлением ледяной крошки. Температура воды и воздуха измерялась с помощью термометров. После тренировок завершающихся душевыми процедурами и обсыханием (после тренировок в открытом водоёме участники эксперимента дополнительно проходили процедуру «отливания» и согревались в русской бане). Ёмкости с водой (диаметр емкостей 30 см; объём 5л) располагались на подставках таким образом, чтобы наклон головы и туловища при погружении осуществлялся в наиболее удобной позе, при минимальном напряжении мышц и без перегиба в эпигастральной области. Пловцы делали 4 погружения лица в воду на нефорсированном выдохе, без предварительной гипервентиляции: 1-ое погружение выполнялось до первого дискомфорта (до первого позыва к вдоху); 2-ое погружение осуществлялось с задержкой дыхания до максимума, на волевом усилии; 3-е погружение осуществлялось с задержкой дыхания до максимума, на волевом усилии. Пауза отдыха между погружениями продолжалась до восстановления ЧСС до исходного уровня. 4-ое погружение осуществлялось с задержкой дыхания до первого дискомфорта.
Перед началом процедуры в состоянии покоя, во время и после погружения лица в воду (в процессе восстановления после задержки дыхания) измерялись ЧСС и АД. Так же в ходе процедуры регистрировались продолжительность задержки дыхания.
За 6 недель было проведено 18 описанных процедур, каждая из которых состояла из четырёхкратного погружения лица в воду. Таким образом, каждый пловец экспериментальной группы выполнял по 72 специальных дыхательных упражнений. В этот период тренировочной работы пловцы применяли средства как общей физической, так и специальной физической подготовки.
Длинные отрезки в основном выполнялись кролем на груди и также брассом. При плавании в бассейне, и в открытом водоёме при высоких температурах воды применялись такие тренировочные серии как: 400+200+100, интервал отдыха 30-60 секунд; проплывание 400 метров одними ногами при ЧСС 132-138 уд/мин., 1-3 х 400 м, интервал отдыха 30-60 секунд, 4-6 х 200 м при частоте сердечных сокращений 144 уд/мин., интервал отдыха 30-60 секунд.
В период ледостава плавание проводилось в специальной проруби длинной 12,5 м. В это время предусматривалось однократное проплывание дистанций от 200 до 450 метров по следующему алгоритму: 1 неделя – 200 м, 2 неделя – 250 м, 3 неделя – 300 м, 4 неделя – 350 м, 5 неделя – 400 м и 6 неделя – 450 м.
После 6 недель дыхательного тренинга получили следующие результаты. У пловцов произошло значительное увеличение работоспособности определяемой на основе индекса Гарвардского степ–теста (восхождение на ступеньку с подсчётом пульса). Произошло достоверное увеличение задержки дыхания, а также снижение реактивной тренированности при постоянстве фактора личностной тревожности. Самым значимым эффектом от использования предложенного дыхательного тренинга следует признать улучшение результатов в холодовом плавании на дистанции 450 м.
Таким образом, приведённые данные подтверждают целесообразность использования дыхательных упражнений с достижением холодо-гипокси-гиперкапнического эффекта в подготовке пловцов - «холодовиков». Выводы:
1. Дыхательные упражнения с достижением холодо-гипокси-гиперкапнического эффекта позволяют за 6 недель добиться достоверного повышения работоспособности (ИГСТ) на 9,2%, позитивного снижения величины индекса Руффье на 7% (Р<0,05), достижения величин адаптационного потенциала ССС оценочного значения «удовлетворительная адаптация» и увеличить задержку дыхания на 19,6%.
2. Дыхательные упражнения с достижением холодо-гипокси-гиперкапнического эффекта способствуют достоверному понижению реактивной тревожности и стабилизации личностной тревожности, что в целом обеспечивает достижение состояния психологического благополучия и готовности к преодолению планируемых физических нагрузок.
3. Дыхательные упражнения с элементами холодо-гипокси-гиперкапнического воздействия могут быть использованы в качестве дополнительного тренировочного средства подготовки пловцов - «холодовиков», положительно влияющего на повышение их специфической работоспособности. Это проявляется в достоверном росте результатов в плавании на 1500 м на 7,1% и в холодовом плавании на 450 м на 3,48%. Практические рекомендации:
1. Методика дыхательных упражнений с достижением холодо-гипокси-гиперкапнического эффекта может быть рекомендована:
- в качестве дополнительного тренировочного средства для совершенствования спортивной тренировки пловцов - «холодовиков»;
- в качестве восстановительного средства после применения интенсивных физических нагрузок;
- в качестве оздоровительного средства для поддержания функционального состояния спортсмена;
- в качестве средства, повышающего экономичность работы организма и в других видах спорта.
2. Методика дыхательных упражнений с достижением холодо-гипокси-гиперкапнического эффекта должна быть применена в следующей последовательности:
- определение исходного уровня функционального состояния организма спортсмена;
- определение в переносимости процедур погружения лица в холодную воду;
- определение достижения адаптационных перестроек в организме спортсмена с достижением холодо-гипокси-гиперкапнического эффекта.
3. Предложенную методику дыхательного тренинга с достижением ХГГЭ лучше всего включать в содержание тренировки на этапе специальной подготовки пловцов - «холодовиков», когда уровень функциональной готовности их организма будет достаточно высоким.
4. Задержки дыхания при погружении лица в воду лучше всего проводить на нефорсированном выдоха, без предварительной гипервентиляции.
Вышеописанный тренинг внедрён в практику подготовки пловцов Амурской региональной общественной организации «Федерации «Аквайс-спорт» г. Благовещенск.
ОСНОВНЫЕ МЕТОДЫ ЗАКАЛИВАНИЯ И ИХ ЭФФЕКТИВНОСТЬ
Волосова Анастасия Сергеевна, Краевое государственное автономное профессиональное образовательное учреждение «Красноярский колледж олимпийского резерва», г. Красноярск
Самый драгоценный дар, который человек получает от природы - здоровье. Недаром в народе говорят: "Здоровому, всё здорово"! Об этой простой и мудрой истине следует помнить всегда, а не только в те моменты, когда в организме начинаются "сбои" и мы вынуждены обращаться к врачам, требуя от них подчас невозможного.
Какой бы совершенной ни была медицина, она не может избавить каждого от всех болезней. Человек сам творец своего здоровья! Вместо того чтобы грезить о живой воде и прочих чудотворных эликсирах, лучше с раннего возраста вести активный и здоровый образ жизни, закаливаться, заниматься физкультурой и спортом, соблюдать правила личной и общественной гигиены - словом, заниматься путями подлинной гармонии здоровья.
Давно известно, что здоровье человека на 10-20% зависит от наследственности, 10-20% - от состояния окружающей среды, 8-12% - от уровня здравоохранения и 50-70% - от образа жизни. Здоровый образ жизни - это рациональное питание, занятие спортом, отказ от алкоголя и курения и многое другое. Важную роль играет и закаливание. Закаливание - это научно обоснованное систематическое использование естественных факторов природы для повышения устойчивости организма к неблагоприятным агентам окружающей среды.
Каким же образом природные факторы оказывают закаливающеё влияние на организм? Каковы основные принципы закаливания? Эти вопросы я более подробно и рассмотрю в своей работе.
Целью и основной задачей моей работы является – подробное изучение методов закаливания, а также рассмотрение основных принципов закаливания.
1. Методы закаливания
Основными средствами закаливания являются воздух, вода, солнечные лучи; сочетание с физическими упражнениями повышает эффективность закаливающих воздействий.
1.1 Закаливание воздухом
Закаливание воздухом известно с незапамятных времён. Это самый простой и вместе с тем очень эффективный способ сохранения и укрепления здоровья. Кожа и находящаяся в ней популяция температурных рецепторов обладают большой чувствительностью к изменениям температуры внешней окружающей среды организма. Особенно это относится к тем органам тела, которые обычно закрыты одеждой. Поэтому очень важно, чтобы воздушные процедуры проводились в обнаженном или полуобнаженном (по пояс) виде. В этом случае площадь воздействия будет достаточно большой и можно ожидать не только местного, но и достаточно выраженного общего эффекта.
Воздушные ванны в различные времена года дают благоприятный эффект при правильной организации закаливания. По диапазону температур они разделяются на тепловые при температуре воздуха от 30 до 20°С, прохладные - от 20 до 14°С, и холодные - при температуре ниже 14°С Однако дозирование воздушных ванн не ограничивается только температурой. Необходимо также учитывать влажность воздуха и скорость его движения в этот момент. При повышенной влажности и скорости движения ветра охлаждение организма увеличивается, поэтому время пребывания на воздухе требуется обычно сократить.
Закаливание с помощью воздушных ванн следует начинать при 15-20°С и продолжительности не более 20-30 минут сравнительно долгое время, и только когда организм привыкнет к прохладному воздуху, переходят к закаливанию при температуре 5-10°С в течение 15-20 минут. Здесь можно остановиться, так как при этом достигается максимальный физический оздоравливающий эффект.
Все специалисты рекомендуют использовать воздушные процедуры при температуре воздуха ниже 0°С и продолжительности воздействия 5-10 минут, сочетая их с энергичными движениями. Использование физических упражнений при прохладных и холодных воздушных процедурах совершенно обязательно, так как это исключает переохлаждение организма. После окончания процедуры рекомендуется растереть тело махровым полотенцем и принять теплый душ.
Самое благоприятное время для приёма воздушных ванн - это утренние часы, в момент проведения зарядки. Можно принимать воздушные процедуры также и в вечернеё время, обязательно спустя 1 - 1,5 часа после приёма пищи.
Не менее эффективны воздушные ванны, которые принимаются в помещении. Это делается при открытом окне или фрамуге. При этом режим закаливания в помещении такой же, как и на улице. Температура воздуха в помещении может достигать 7-15°С, длительность процедуры - в пределах 10-20 минут. Очень благоприятное воздействие оказывает на организм, и в частности на дыхательную систему, сон зимой при открытой форточке. Здесь надо заметить, что спать надо всегда при открытой форточке в любое время года. Свежий прохладный воздух создаёт вполне комфортные условия для хорошего сна и восстановления сил.
В подростковом возрасте закаливание воздухом начинают при температуре 16 - 18°С и продолжительности не более 5-10 минут с постепенным увеличением до 25 минут. При этом предельная температура воздуха не должна быть ниже 12°С.
1.2. Закаливание водой.
Водные процедуры — доступное и в то же время мощное средство закаливания.
Биологический эффект водной процедуры наблюдается достаточно быстро, и выраженность его более очевидна. Это связано с тем, что вода по сравнению с воздухом обладает большей теплоёмкостью и теплопроводностью и поэтому вызывает более сильное охлаждение организма, чем воздушные ванны той же температуры. Так, например, при температуре воздуха 24°С человек в обнаженном виде чувствует себя вполне комфортно. Между тем нахождение в воде той же температуры вызывает ощущение прохлады. Таким образом, водные процедуры являются более сильным средством закаливания, чем все остальные.
Ведущим стимулом в достижении положительного эффекта является интенсивность раздражения (температуры), а не продолжительность влияния фактора (воды). Так, продолжительность водной процедуры должна быть тем короче, чем холоднеё вода. Для закаливания применяют прохладную воду при температуре 24-16°С и холодную - ниже 16°С.
Самое благоприятное время приёма водных процедур - утренние часы, после утренней зарядки, когда кожа равномерно согрета и наблюдается более отчётливая сосудистая реакция. В это время значительно быстрее происходит переход организма в активное состояние, от сна к бодрствованию. Между тем водные процедуры перед сном независимо от температуры воды (прохладная или тёплая) у некоторых людей вызывают возбуждение нервной системы и бессонницу.
Если водные процедуры проходят на воздухе, это дополнительный фактор, который надо учитывать при достижении эффекта закаливания. В начальный период водные процедуры проводят при температуре воздуха 17-20°С, в последующем температура воздуха может быть несколько ниже. После любой водной процедуры надо обязательно вытереться, растирая тело махровым полотенцем докрасна. При значительных охлаждениях организма целесообразно выполнение активных физических упражнений.
Закаливающие водные процедуры разделяют на обтирание, обливание, душ и купание.
Обтирание представляет собой самую простую форму закаливания. Это наиболее слабая водная процедура со сравнительно низкой эффективностью. Её осуществляют с помощью махрового полотенца или губки, смоченных в воде. При этом необходимо придерживаться определённой последовательности: в первую очередь обтирают верхнюю половину тела - шею, грудь, руки, спину, вытирают насухо и растирают сухим полотенцем до появления красноты; во вторую - нижнюю половину тела - живот, поясницу, нижние конечности. Руки при обтирании должны двигаться по ходу венозной крови и лимфатических сосудов, то есть в направлении от периферии к центру (к сердцу). Общая продолжительность процедуры не превышает 5 минут.
Обливание - следующая по интенсивности водная закаливающая процедура. Кроме температурного фактора в этой процедуре добавляется некоторое незначительное механическое воздействие на кожу. Методика чрезвычайно проста - вода, обычно комнатной температуры (из таза, оставленного на ночь в ванной комнате), выливается сверху на шею и плечи с расстояния 5-8 см. Действие прохладной воды сначала вызывает спазм кожных кровеносных сосудов, а затем через несколько секунд сосуды расслабляются. При этом кровоток усиливается, повышается тонус нервно-мышечной системы, усиливаются обменные процессы. Начинают закаливание при температуре воды 30°С с последующим снижением до 15°С и ниже. Длительность обливания не должна превышать 2-3 минут.
Душ оказывает наиболее сильное влияние на кожные покровы человека. Это связано с тем, что помимо температурного фактора присоединяется довольно интенсивное механическое воздействие на кожу падающей струи воды. Душ в отличие от предыдущих водных процедур вызывает более выраженную общую и местную реакции со стороны жизненно важных функций организма. Начальная температура воды не должна быть выше 30°С, а продолжительность воздействия не более 1 минуты. Температуру воды постепенно снижают, а время увеличивают до 2 минут, включая растирание тела.
Купание - один из распространённых и хорошо известных с древних времён методов оздоровления и закаливания. В этот момент организм человека подвергается комплексному воздействию разнообразных в качественном отношении факторов внешней среды. Закалённые люди купаются и летом, и зимой. Благоприятное действия купания в открытых водоёмах в тёплое время года связано не только с температурным фактором, происходит воздействие на кожные покровы воздушных ванн, а также солнечной радиации. Кроме того, в осуществлении плавания принимают участие разные группы мышц, происходит нагрузка на все функциональные системы организма: сердечнососудистую, дыхательную, эндокринную, мышечную, нервную, иммунную (защитную).
Купальный сезон в летнее время открывают при температуре воды и воздуха не ниже 18-20°С, а заканчивают при температуре воды 13-14°С и воздуха 15-16°С. Самые благоприятные часы для купания утренние или вечерние. Недопустимо купаться сразу после приёма пищи, нужно, чтобы прошло не менее 1,5-2 часов. Поскольку купание связано с большими энергозатратами, время купания не должно быть очень продолжительным.
Самое благоприятное воздействие на организм человека оказывают морские купания. Морские купания обычно происходят при достаточно высокой температуре воздуха и воды.
Совершенно иная, прямо противоположная ситуация наблюдается при купании в открытых водоёмах в зимнеё время года. Она происходит при температуре воды + 4°С, а воздуха в очень широком диапазоне температур - от 0 до - 20°С. Купание зимой требует очень длительной не только физической или функциональной подготовки, но и не в последнюю очередь психологической настроенности.
Действие низкой температуры на организм человека сопровождается учащением пульса и дыхания, следовательно, усилением газообмена, повышением артериального давления, дополнительными энергозатратами, снижением температуры тела в поверхностных слоях кожных покровов, усилением почечного кровотока и возрастанием мочеиспускания (диуреза).
Купание зимой, кроме вышеперечисленных изменений, является сильнейшим раздражителем для нервной системы в целом и для центральной нервной системы в частности. Определяющим является длительность пребывания в холодной воде. При кратковременном пребывании отмечается выраженный тонизирующий эффект, довольно продолжительный по времени, заметно возрастает общая работоспособность, усиливаются функции координации и регуляции со стороны нервной, эндокринной систем и терморегуляторного аппарата, возрастает общая резистентность организма ко всем
неблагоприятным факторам внешней и внутренней среды, наблюдается повышенный эмоциональный тонус. В то же время длительное пребывание в холодной воде, напротив, вызывает запредельное торможение нервной системы и, как следствие, приводит к развитию соматических заболеваний. Подросткам моложе 18 лет зимнеё купание непозволительно.
1.3. Закаливание солнцем
Энергия солнца в виде ультрафиолетовых и тепловых лучей помогает закаливанию организма, улучшает сон, самочувствие человека, состав крови и обмен веществ. Кожа лучше противостоит внешним вредным влияниям и регулирует теплообмен. Ультрафиолетовые лучи повышают защитные силы организма и являются важным средством предупреждения и лечения рахита.
Нельзя забывать, что солнечные ванны — это сильнодействующие процедуры, могущие при неумелом использовании принести вред, в частности вызвать перегревание, что в свою очередь снижает сопротивляемость организма и способствует возникновению рвоты и поноса. Поэтому недопустимо даже малейшеё перегревание, ибо оно вызывает головокружение, слабость, бессонницу, потерю аппетита, головные боли, повышенную раздражительность, сердцебиение, снижение массы тела, а также заболевания глаз и солнечные ожоги. Последние очень вредны, так как могут повысить температуру до 40°С. Длительное нахождение человека на солнце с непокрытой головой может привести к солнечному удару.
При общем недомогании, повышенной нервной возбудимости, истощении, малярии, туберкулёзе, поносе, сердечнососудистых заболеваниях солнечные ванны противопоказаны. В зимнее время широко используют искусственные солнечные лучи.
Таким образом, закаливание - одно из важнейших слагаемых здорового образа жизни.
Процедуры закаливания - это достаточно эффективное средство обретения здоровья и физической формы. Такое мнение высказывают практически все специалисты - практики физического воспитания.
Закаливание, между тем, это комплекс мероприятий, который должен находиться под жёстким контролем специалиста, и даже в случае самостоятельного проведения закаливающих процедур контроль их обязателен.
Но нужно ли закаливание в современной жизни человека? Практически все специалисты считают, что да. И с их позицией нельзя не согласиться.
Ведь закалённый человек обладает высоким жизненным тонусом, не подвержен заболеваниям, в любых условиях способен сохранять спокойствие, бодрость духа и оптимизм.
МОНИТОРИНГ ТЕМПЕРАТУРЫ ТЕЛА ПЛОВЦОВ-ЭКСТРЕМАЛОВ ПРИ ЗАПЛЫВЕ ЧЕРЕЗ БЕРИНГОВ ПРОЛИВ
Ефимов Василий Моисеевич, Большев К.Н., Иванов В.А., Степанов А.А., Институт физико–технических проблем Севера СО РА., г. Якутск. Брылин Александр Викторович, Прокопчук Г.Я., межрегиональная ассоциация холодового плавания. г. Благовещенск
В нашей работе приводятся данные по непрерывному измерению температуры тела пловцов-экстремалов при заплыве через Берингов пролив в условиях экстремально низкой температуры воды (от 3°С до 6°С). В качестве средства измерения применяется логгер iBDL DS1922L. Получены данные об изменении температуры в желудках и на запястьях пловцов. Минимальная температура в желудках пловцов в ходе заплыва опускалась до 27 °С.
Ключевые слова: температура тела человека, термологгеры, переохлаждение организма, гипотермия
Abstract
The paper presents data on continuous body temperature monitoring of two swimmers which crossed Bering Strait at extremely low temperature conditions (water temperature measured from 3 °С up to 6 °С). iBDL DS1922L temperature loggers were used as measuring devices. Data on temperature change in the stomachs and on the wrists of the swimmers were obtained. The temperature in stomachs during the heat dropped to the minimum value of 27°С.
Keywords: human body temperature, temperature loggers, hypothermia
14
Исследование реакций человеческого организма при воздействии на него низких температур имеет важное значение для развития медицины в области определения пределов физических возможностей тела. Проведение таких исследований сопровождается трудностями как чисто технического характера, так и опасностью при воздействии низких температур на организм неподготовленного человека. Для определения температуры тела в разных точках в течение продолжительного времени необходимы датчики, обладающие достаточной компактностью, автономностью и точностью.
Особый интерес представляют возможности специально тренирующихся спортсменов, привычных к экстремально холодным условиям. В 1987 году американка Лин Кокс установила рекорд, проведя в 6-градусной воде 2 часа 6 минут и преодолев за это время 4160 метров Берингова пролива. Этот рекорд был побит нашими соотечественниками: в августе 2014 года в Беринговом проливе состоялось уникальное событие – заплыв от острова Малый Диомид (США) до острова Ратманова (Россия) (рис.1) . Участники заплыва – пловцы-экстремалы Прокопчук Григорий (г. Якутск) и Брылин Александр (г. Благовещенск) проплыли почти 5,5 километров в воде температурой от 3°С до 6°С в течение 2 часов.
Рис. 1. Маршрут заплыва
В течение всего заплыва нами проводился мониторинг температуры тела пловцов. В качестве основного инструмента были выбраны температурные логгеры iBDL DS1922L. Аббревиатура iBDL расшифровывается как iButton Data Loggers и обозначает семейство регистраторов (логгеров), серийно выпускаемых американской компанией Maxim Semiconductors. Они предназначены для мониторинга температуры и влажности.
Логгер iBDL представляет собой уникальный миниатюрный прибор, являющийся полностью автономным и защищенным одноканальным электронным самописцем. Схема такого устройства включает в себя полупроводниковый температурный датчик, часы реального времени, энергонезависимую память, микропроцессор и литиевый источник питания в герметичном стальном корпусе MicroCAN весом 3,3 г и диаметром 17 мм (Рис. 2).
Рис. 2. Температурный логгер в корпусе MicroCAN
Самописцы iBDL обладают степенью защиты от влаги и пыли IP56. Это позволяет использовать данные устройства в различных средах без дополнительной изоляции. Благодаря небольшим размерам один из датчиков легко можно поместить в желудок человека через пищевод. Второй датчик закреплялся на запястье с помощью обычного медицинского пластыря.
Предварительную апробацию данная методика проведения мониторинга прошла ранее в ходе заплыва через реку Лена в июле того же года.
Рис. 3. Данные, полученные в ходе заплыва через р. Лена в июле 2014 года.
В ходе данного заплыва, который продолжался в течение 4 часов, температура воды составляла порядка 20°С. В начале заплыва логгер находящийся в желудке пловца фиксирует повышенную температуру (39,23°С). Повышенная температура тренированного организма непосредственно перед заплывом является характерной особенностью пловцов - экстремалов. В последствие этот эффект также наблюдался в ходе заплыва через Берингов пролив.
Заплыв с острова Ратманова до острова Малый Диомид начался 1 августа 2014 года в 14 час. 20 мин. и закончился примерно в 16 час. 30 мин. Температура воды составляла от 3°С до 6°С. Пловцы преодолевали дистанцию разным стилем. Григорий плыл вольным стилем и провёл в воде 1 час 57 минут, Александр плыл брассом и провёл в воде 2 часа 17 минут. Ход заплыва фиксировался на видеокамеру.
Рис. 4. Графики изменения температур в ходе заплыва
На момент старта пловцов логгеры в желудках зарегистрировали температуру около 39°С. В процессе заплыва температура в желудке постепенно падала до значения около 27°С. После окончания заплыва восстановление нормального температурного режима организма длилось около 8 часов. Датчики, закреплённые на запястьях пловцов в процессе заплыва фиксировали температуру около 10°С.
Специалисты утверждают, что общее переохлаждение организма до таких температур (20°С – 28°С) считается тяжёлой гипотермией и чревато опасностью остановки сердца.
16
Учитывая то, что всё это время спортсмены испытывали активную физическую нагрузку, можно сказать, что нами были зафиксированы уникальные возможности подготовленного и тренированного человеческого организма.
Похожие исследования переохлаждения тела человека в ледяной воде проводятся в НИИ Проблем Гипотермии. Так, в 2006 году был проведен эксперимент по измерению температуры «ядра» воронежца Владимира Дадакина при установлении им мирового рекорда нахождения в ледяной воде (1 час 10 минут в воде с температурой +0,5°С). При этом было зафиксировано, что температура «ядра» спортсмена снизилась до 35,6°С.
Список литературы:
1. Справочник практического врача. Под редакцией А. И. Воробьева. Издательство: Эксмо; 2011 г.
2. Справочник врача скорой и неотложной медицинской помощи. Под редакцией проф. М.В. Гринева и д-ра мед. наук И. Н. Ершовой.- СПб.: Политехника, 2000.
3. Концепция iBDL от НТЛ «Элин» [Электронный ресурс] URL: http://www.elin.ru/iBDL/?topic=ibdl_elin (дата обращения 25.03.2013)
4. Temperature and Humidity Data Logging [Электронный ресурс] URL: http://www.maximintegrated.com/products/ibutton/data-logging/ дата обращения 25.03.2013)
5. Испытание холодом // Московский комсомолец. 24.03.2006
МЕТОДИКА ВЫВЕДЕНИЯ ИЗ СОСТОЯНИЯ ИММЕРСИОННОЙ ГИПОТЕРМИИ
Жидкова Ирина Тимиршаевна, Брылина В.Н., Брылин А.В. АРОО Федерация «Аквайс-спорт», Фатьянова Наталья Сергеевна, к.м.н., ГБУЗ АО «Амурский областной центр медицинской профилактики». г. Благовещенск
Иммерсионная гипотермия – это состояние организма человека, развившееся в ответ на полное длительное погружение (иммерсию) в холодную воду. В настоящее время не существует единой принятой классификации. В руководстве по скорой медицинской помощи от 2007 г. под редакцией член-корр РАМН С.Ф. Багненко в разделе «Холодовая травма» выделяют следующие стадии: адинамическая, ступорозная, судорожная, а клиническая классификация характеризуется следующими проявлениями:
- лёгкая – снижение температуры тела до +33-35°С, общая слабость, сонливость, движения скованные, речь замедленная, мышечная дрожь, кожа бледная («мраморная»), «гусиная кожа», артериальное давление нормальное или повышено до 140/100 мм рт. ст., пульс с тенденцией к брадикардии;
- средней тяжести - снижение температуры тела до +29-32°С, выраженная слабость, тугоподвижность и скованность в движениях, рассеянность сознания или дезориентация, ответы односложные, кожа бледная, синюшная, холодная на ощупь, гипотония, брадикардия, или аритмия, дыхание поверхностное;
- тяжёлая - снижение температуры тела ниже +29°С, сознание угнетено или отсутствует, зрачки узкие с вялой реакцией на свет, мышцы туловища и конечностей напряжены, могут быть судороги, кожа синюшная, холодная на ощупь, коллапс, брадиаритмия, пульс нитевидный, брадипноэ.
Существуют различные средства и методы согревания:
1. Обогрев с помощью:
- тёплого воздуха (фен, тепловентиляторы и т.д.);
- тёплых поверхностей (грелки, теплоиды и т.д.).
2. Методы:
а) воздействия на всю поверхность тела:
- погружение в подогретую воду;
- пребывание в помещениях с подогретым воздухом (баня, сауна);
б) согревание локальное - областей с близко расположенными крупными сосудами (шея, поясница, паховая область бедра и т.д.);
в) путём внутривенного введения подогретых растворов;
г) приём тёплого питья.
Все эти средства и методы имеют свои достоинства и недостатки, часто приходится прибегать к их комбинации. Наш опыт и на его основе разработанная методика выведения из состояния переохлаждения касается спортсменов, пловцов в холодной воде, имеющих определённую холодовую подготовку. Мы не касаемся медицинской проблемы лечения выраженного переохлаждения человека. В этой ситуации наша методика может служить в качестве первой доврачебной помощи.
В основе метода лежит опыт пловца Александра Брылина и его жены Виктории Брылиной, которая всегда сопровождает его в период соревнований и решает вопросы согревания после пребывания в холодной воде в течение различного времени.
Описание метода.
I. Подготовительный этап.
1.1. Подготовка специалиста, который должен отвечать следующим требованиям: компетентность, коммуникабельность, выносливость, терпение. Только при этом условии достигается комплаенс (сompliance) - комплекс соответствующих согласительных мер для решения ситуации, при которой есть ведущий (медик/обогревающий) и ведомый (пациент/согреваемый), действия первого без учёта мнения второго будут не эффективны.
1.2. Информирование пловцов о месте согревания после заплыва. Подготовить специальных людей, которые провожают пловца к месту согревания.
1.3. Подготовка помещёния. Можно в условиях с предбанником, где нет высокой температуры и достаточно места для необходимого осмотра, манипуляций, размещения ёмкостей с водой и другого необходимого инвентаря. Это может быть любое другое тёплое помещение, где есть возможность расположить всё необходимое и наличие подогретой воды. Например, душевая или палатка.
1.4. Инвентарь:
- ёмкости с водой различной температуры (баки, вёдра). Учесть, что выведение из гипотермии начинается водой той температуры, в которой человек плавал. Особенно это касается длинных дистанций. В идеале иметь ёмкости с водой, в которых температура воды постепенно повышается. Самая высокая температура в одном из баков +60оС;
- полотенца: махровые (ворсистые), большие по размеру (не менее 1,0 х 0,7 м), высоко гигроскопичные;
- кушетка (лавка, стул и т.п.), где можно расположить человека сидя или с приподнятой верхней частью тела (полусидя).
- источник воды (или запастись заранее). Решить, как её нагревать;
- медицинские приборы: тонометр, фонендоскоп;
- аптечка скорой первой помощи.
II. Последовательность восстановительных мероприятий.
2.1. Сопровождение к месту согрева.
2.2. Оценка состояния человека (уровень сознания, общее состояние, цвет кожного покрова, мышечный тонус, координация движений, их объём, уровень чувствительности термо- и холодовых рецепторов, т.д.), осмотр, опрос, пальпация.
2.3. Принятие решения по дальнейшей тактике:
- начать согрев на месте или перевести в баню;
- оказать медицинскую помощь или дать тёплое питьё;
2.4. Продолжение купирования отрицательного влияния низких температур воды на организм человека в условиях бани (сауны) под постоянным наблюдением.
Запрещено:
• надевать одежду, укутывать в одеяло.
• принимать любые напитки, содержащие алкоголь.
• сразу переводить в баню (сауну).
• растирать (особенно снегом) и массажировать.
• наносить на кожу масла, жиры, гели и т.п.
• погружать конечности или тело в горячую воду.
2.5. В предбаннике:
• Усадить человека на лавку с упором на спинку или полусидя (верхняя часть тела обязательно возвышена).
• Опустить кисти рук и стопы в воду той температуры, в которой находился человек. Обкладывание человека мокрыми теплыми полотенцами: на спину, грудь-живот, на
ноги (проекции сонных, плечевых, бедренных артерий, жизнеобеспечивающие органы). Обоснование расположения полотенец: кожа - самый большой орган человека (вес несколько кг), места проекций крупных артерий.
• Смена полотенец по мере их охлаждения.
• Постоянный контакт: осмотр, опрос.
• С учётом ощущений обогреваемого постепенно температура воды увеличивается, можно поливать конечности и полотенца тёплой водой.
• При появлении мышечного тремора (время наступления от нескольких до 10 минут с начала пребывания в тепле) и восстановления чувствительности тепловых рецепторов (человек осознаёт, что вода холодная) осуществляется перевод в баню (сауну).
2.6. Продолжение согревания в бане (сауне):
• Усадить человека на лавку с упором на спинку или полусидя (верхняя часть тела обязательно возвышена) в зависимости от состояния. Ноги лежат на полочке.
• Продолжение смены полотенец по мере их охлаждения.
• Постоянный контакт: осмотр, опрос.
• Постепенно температура воды для увлажнения полотенец увеличивается. Можно поливать конечности и полотенца более тёплой водой.
• По мере согревания человека, нивелирования мышечной дрожи и достижении комфорта человек самостоятельно меняет положение тела и конечностей, продолжает пребывание до полного выведения из состояния охлаждения (переохлаждения).
III. Восполнение потерянной жидкости и энергии.
Обильное тёплое питьё, полноценный сон и калорийная пища.
Безопасность - главный лидер. Грандиозные подвиги теряют свой смысл,
если они влекут за собой человеческие потери!
ЗАКАЛИВАНИЕ – ОСНОВА ЗДОРОВЬЯ
Земба Елена Адамовна, доцент Сибирского государственного аэрокосмического университета им. академика М.Ф. Решетнёва. г. Красноярск
На необходимость закаливания постоянно указывали видные деятели русской науки, медицины и просвещёния такие, как Н.И. Пирогов, В.М. Бехтерев, К.Д. Ушинский, Е.А. Покровский, П.Ф. Лесгафт, И.П. Павлов. Их исследования и научные труды лежат в основе современных представлений о физических воздействиях закаливающих процедур на организм [3].
Человеческий организм существует в нераздельном единстве с окружающей средой. Великий русский физиолог И.М. Сеченов говорил, что живой «организм без внешней среды, поддерживающей его существование, невозможен» [5,7].
Солнце, воздух и вода широко использовались для закаливания ещё в давние времена. В папирусах Древнего Египта обнаружены указания на то, что для укрепления здоровья полезно систематически использовать охлаждающие воздушные и водные процедуры.
Уважительно к закаливанию относились и в Древней Руси. Е.А. Покровский писал о том, что у жителей Древней Руси «считалось величайшей добродетелью приучение тела с самого раннего детского возраста к холоду и различным непогодам».
Не случайно у русского народа родилась такая поговорка: «Укрепится человек − крепче камня, а ослабнет − слабее воды». Большой смысл скрыт в этих мудрых словах. Суровые климатические условия России заставляли людей искать самобытные формы и методы закаливания. Например, у народов Севера было принято приучать к холоду детей с раннего возраста. Якуты трое и более суток по несколько раз в день натирали новорожденных детей снегом или обливали их холодной водой. Остяки и тунгусы погружали младенцев в снег, обливали ледяной водой и закутывали затем в оленьи шкуры. В обычаи других народов России издавна входит использование естественных средств закаливания: длительные воздушные ванны, купание в холодной воде, русская баня, ходьба босиком, катание на санках, лыжах и коньках [3].
При самых различных изменениях температуры внешней среды внутренняя температура человеческого организма остаётся постоянной. Поэтому теплообмен имеет очень большое значение в жизнедеятельности организма.
Большую роль в поддержании постоянства температуры тела играют гормоны, которые влияют на теплообразование, вызывая общее или местное повышение интенсивности обмена в тканях. Установлено, что в процессе теплообразования принимает участие гормон надпочечника – норадреналин. Значительную роль в теплообмене играет гормон щитовидной железы тироксин. Под его воздействием возрастает частота пульса, увеличивается минутный объём сердца, расширяются сосуды кожи, усиливается потоотделение, повышается возбудимость нервной системы. Всё это вызывает увеличение интенсивности общего обмена веществ, сопровождается усиленным потреблением кислорода и повышенным образованием тепла. Постоянство температуры тела обеспечивает устойчивость всех необходимых для жизни процессов. Оно в значительной степени зависит как от внутренних механизмов термоморегуляции, так и от внешних условий [2].
При возникновении ощущения холода в организме усиливается теплообразование и снижается теплоотдача. Образование тепла связано с химическими и физическими реакциями, происходящими в организме. Установлено, что при низких температурах воздуха до + 10˚C теплообразование увеличивается, при температуре воздуха выше + 27˚C теплопродукция снижается. Диапазон пониженных температур воздуха, вызывающий образование тепла, может колебаться в зависимости от многих причин: предварительной тренировки, величины жирового слоя и т.д.
Также, источником тепла в организме являются и пищевые вещества, содержащие большое количество энергии в химически связанном виде. Усвоение пищи происходит с участием сложнейших биохимических процессов и заканчивается накоплением и освобождением энергии, используемой в организме для химических реакций, механической работы и других разнообразных целей, причём значительная часть преобразуемой энергии выделяется в виде тепла.
Процессы окисления пищевых веществ в организме завершаются образованием тепла. Наиболее интенсивно окисление происходит в поперечнополосатых мышцах, поэтому усиление мышечной деятельности (активные движения, физическая работа) сильно стимулирует теплопродукцию. Например, быстрая ходьба усиливает выработку тепла почти в 2 раза, бег или интенсивная физическая работа – в 4-5 раз.
Даже в полном покое человеческий организм вырабатывает тепло, поскольку продолжают непрерывно работать дыхательные мышцы, сердечная мышца, мышцы желудка, кишечника и др., ни на секунду не прекращаются в них процессы обмена веществ.
Тепло, создающееся в результате жизнедеятельности организма, разносится с кровью по всему телу. И поскольку тепловая энергия вырабатывается непрерывно, для удержания температуры тела на одном уровне организм должен систематически отдавать лишнее тепло в окружающую среду, иначе температура тела через несколько часов дошла бы до точки кипения.
Теплоотдача происходит путём излучения тепла через кожу и расхода тепла на испарение воды с поверхности кожи и дыхательных путей.
Постоянство температуры организма во многом зависит от функционального состояния наружного покрова тела. Кожа человека обладает низкой теплопроводностью, что способствует удержанию тепла внутри организма. Отдача тепла с поверхности тела во внешнее пространство зависит от состояния кровеносных сосудов кожи: величины их просвета и скорости кровотока. И.П. Павлов в своих лекциях по физиологии говорил: «Если сосуды расширены, то все фортки в теле открыты и тепло может уходить из тела, а когда сосуды сужены, то все двери и фортки закрыты и тепло сберегается» [2, 6].
Поддержанию постоянства температуры внутренней среды способствует кора головного мозга. Но в механизме теплорегуляции большое место занимает кожа, ибо теплоотдача организма зависит от объёма циркулирующей в коже крови. Кожа − это постоянная одежда организма, и, следовательно, от того, сколько крови циркулирует в коже (а кровь объединительница тепла), зависит и то, сколько тело отдаёт тепла в окружающую атмосферу [5].
В свою очередь температура кожи зависит от температуры внешней среды, скорости и направления движения воздуха, солнечной радиации, времени суток, влажности. А также от внутренних факторов − анатомического расположения отдельных её участков, половых и возрастных особенностей человека и др. Наибольшее влияние из всех факторов внешней среды на изменение кожной температуры оказывает окружающая температура. Тело человека отдаёт тепло в окружающую среду преимущественно через кожу (80-90% всей теплоотдачи).
Пребывание в воде вызывает повышенную отдачу тепла, и отдача тепла организмом будет тем больше, чем ниже температура воды. Когда человек погружается в прохладную воду, кожа его бледнеет, так как поверхностные кровеносные сосуды сужаются. Кровь приливает к внутренним органам. Этот процесс вызывает ощущение озноба. Дыхание углубляется и замедляется. Защитной реакцией организма на раздражение холодной водой является рефлекторное усиление теплообразования. В результате вызывается прилив крови от внутренних органов к коже. Поверхностные сосуды расширяются, кожа краснеет, дыхание учащается. Обмен веществ в организме усиливается. Человек испытывает ощущение теплоты.
При продолжительном пребывании человека в воде температура его тела немного снижается. Снова наступает сужение сосудов кожи, как защитная реакция организма возникает озноб, начинается сокращение мышечных волокон кожи, образуется «гусиная кожа». Это так называемый вторичный озноб. Дальнейшее пребывание в воде может сопровождаться появлением синюшности кожи и слизистых оболочек, возможны и другие неблагоприятные изменения в организме, поэтому надо выходить из воды своевременно и согреваться.
При систематическом купании, плавании сосудистая система человека приобретает свойство быстро приспособляться к изменениям температуры воды. Человек привыкает длительно находиться в водной среде с более низкой температурой. Температура кожи и тела в воде снижается меньше, быстрее восстанавливается после плавания. Возникает стойкое приспособление к холоду. Поэтому плавание является таким эффективным средством закаливания организма человека [5].
Умение плавать необходимо в жизни. Плавание очень полезно для оздоровления, закаливания и физического развития человека.
Человек, погрузившись в воду, чувствует потребность в движении: хочется плавать, нырять, работать руками и ногами. Это происходит оттого, что в воде возбуждаются нервные окончания (рецепторы), заложенные в коже, возникает обширный поток импульсов, поступающих в мозг и оттуда во внутренние органы, рождая энергию и бодрость.
Температура воды в бассейнах, в естественных водоёмах всегда ниже температуры тела человека, поэтому, когда человек находится в воде, его тело излучает на 50-80% больше тепла, чем на воздухе (вода обладает теплопроводностью в 30 раз и теплоёмкостью в 4 раза большей, чем воздух) [1].
В более узком смысле под закаливанием следует понимать различные мероприятия, связанные с рациональным использованием естественных сил природы для повышения сопротивляемости организма вредным влияниям различных метеорологических факторов [3].
Плавание приближает человека к природе, помогает ощутить свою связь с ней. Погружение в воду с более низкой температурой вызывает сужение кровеносных сосудов: кровь отливает от поверхности кожи к внутренним органам, чтобы поддержать их температуру. Это сужение сосудов может стать причиной кратковременного повышения кровяного давления. Однако по мере акклиматизации и с началом согревающих упражнений сосуды будут расширяться, давление нормализуется. При занятиях в слишком прохладной воде сужение сосудов будет продолжаться немного дольше. Это увеличит энергию, которую мы затрачиваем, чтобы справиться с дрожью и восстановить нормальную температуру тела. При занятиях в слишком тёплой воде, возможно наступление перегрева и обезвоживания. Главный недостаток отсутствия потоотделения в воде состоит в том, что, когда мы занимаемся в очень тёплой воде, наше тело неспособно эффективно охлаждаться [4].
Оздоровительное средство организма - это закаливание. С его помощью можно избежать многих болезней, продлить жизнь и на долгие годы сохранить трудоспособность, умение радоваться жизни. Особенно велика роль закаливания в профилактике простудных заболеваний. В 2-4 раза снижают их число закаливающие процедуры, а в отдельных случаях помогают вовсе избавиться от простуд. Закаливание оказывает общеукрепляющее действие на организм: повышается тонус центральной нервной системы, улучшается кровообращение, дыхательная функция и нормализуется обмен веществ, улучшается работа выделительной функции.
Значение закаливания в современных условиях всё более возрастает. Это связано с реализацией программы оздоровления нации. Закаливание организма в сочетании с физическими упражнениями составляет единый процесс физического развития человека. При этом важно соблюдать гигиенические условия и рациональный режим питания. Можно приветствовать, что в нашей стране всё больше появляется клубов закаливания, где наряду с воздушными, водными и солнечными процедурами активно используются в оздоровительных целях многообразные закаливающие средства. [3].
Литература:
1. Булгакова Н.Ж. Плавание. Пособие для инструктора-общественника. М, ФиС, 1984 г., с. 5-6.
2. Васильева З.А., Любинская С.М. Резервы здоровья, М, «Медицина», 1984 г., с. 190-195.
4. Лаптев А.П. Закаливайтесь на здоровье. М., Медицина, 1991 г., с. 3-23.
5. Лоурнс Дэбби. Аквааэробика. Упражнения в воде. М, «Гранд Фаир-пресс», 2000 г., с. 38-39.
6. Осокина Т.И., Как научить детей плавать, М, Просвещёние, 1985 г., с. 3-9.
7. Павлов И.П. Физиология теплорегуляции. Собрание сочинений, М-Л., 1952 г., т. 5, с. 423.
8. Сеченов И.М. Избранные труды. Выпуск 1, М, 1952 г., с. 142.
ЗАКАЛИВАНИЕ ГОРЛА КАК ПРОФИЛАКТИКА АНГИН И ПРОСТУД У ДЕТЕЙ И ВЗРОСЛЫХ
Карвель Наталья Ивановна, Краевое государственное автономное профессиональное образовательное учреждение «Красноярский колледж олимпийского резерва». г. Красноярск
К сожалению, ангина очень часто хронизируется, и у огромной части взрослых, подростков и даже детей настоящее хронический тонзиллит. Эта болезнь очень неприятна, поскольку её обострение может вызвать любое переохлаждение, перенесённое ОРВИ множество других факторов. Закалять горло после перенесённой ангины очень полезно, ведь этот метод профилактики болезни очень эффективный и поможет не допустить новую её волну даже в холодный сезон.
И ребёнку, и взрослому укрепить горло следует для предупреждения простуд и ангины, ведь это поможет не только сделать организм здоровее и не допустить злоупотребления антибиотиками, но и повысить общий иммунитет.
Принцип закаливания состоит в воздействии низких температур на горло в течение небольшого времени. В итоге слизистая оболочка глотки и гланд будет «наученной» адекватно реагировать на последующие переохлаждения, сквозняки, потребление мороженого. Регулярное выполнение подобной процедуры, согласно мнению врачей, намного понижает риск развития ангины, ринита,
2010 КГОО "Клуб закаливания и зимнего плавания "Криофил"
Председатель клуба: Полевой Сергей Владимирович
Телефоны: 278-09-70
Использование фотографий с сайта kriofil.ru в СМИ допускается только с письменного согласия автора.